Новый закон о такси с 1 сентября 2023 году в России: изменения, запреты, повысится ли цена за поездку

Законы

С 1 сентября в России вступит в силу новый закон о такси, благодаря которому есть вероятность и повышения средней стоимости за поездку

Осенью каждому водителю нужно будет получить разрешение на работу, предоставить справку о несудимости за насильственные преступления и выписку из реестра такси, а также пройти особую аттестацию. Кроме того, появятся новые требования к страхованию автомобилей.

Агрегаторы ожидают, что стоимость проезда в такси побьет все рекорды после введения нового закона. Это коснется и Тюмени. Законопроект, который нацелен на регулирование сферы такси, отразится и на ценах. После вступления закона в силу службы такси будут обязаны организовывать медицинские осмотры самозанятых водителей, проверять их разрешения на работу и проводить другие манипуляции. Таким образом, издержки начнут расти, а значит, и стоимость услуг.

Содержание
  1. Новый закон о такси 2023 года: что изменится для водителей и пассажиров
  2. Самозанятые в такси. Что изменилось в 2023 году
  3. Требования для водителей такси
  4. Такси станет роскошью. Как новый закон изменит цены на поездки и оставит водителей без работы — мнение эксперта
  5. «Проще не работать или работать «в серую»»
  6. «Водители давно научились обманывать агрегаторов»
  7. «Если мы будем задирать цены, то никто не поедет»
  8. Новый закон о такси 2023: вопросы и ответы
  9. Что за новый Закон о такси?
  10. Новые реестры, запреты и ответственность: что изменится в такси с 1 сентября 2023 года
  11. Региональные реестры
  12. Запрет на допуск ряда водителей к управлению такси
  13. Ответственность служб заказа такси
  14. Правда ли что с 1 сентября 2023 года вступает в силу «новый закон о такси»
  15. Цены на такси в России могут вырасти в два раза из-за новых правил
  16. Новый закон о такси будет защищать права пассажиров и перевозчиков
  17. Новые требования к такси в 2023 году.К чему готовиться водителям?
  18. Водителям такси хотят компенсировать стоимость полиса ОСАГО
  19. Водитель сможет вернуть часть средств с оплаченного полиса страхования
  20. Обязателен ли полис ОСАГО?
  21. Как выполнять требования к работе в такси? Ответы на частые вопросы
  22. Как и где оформить лицензию для работы в такси?
  23. Сколько стоит лицензия для работы в такси?
  24. Обязательно ли водителю такси иметь юрлицо (ИП или ООО) для лицензии?
  25. Получение лицензии на работу в такси без ИП или ООО
  26. Как будет регулироваться работа такси с 1 сентября 2023 года
  27. Что изменит закон о такси
  28. Работа агрегаторов будет подведена под правовую базу
  29. Самозанятых допустили до работы в такси
  30. Новый принцип выдачи разрешений
  31. Запуск информресурсов
  32. Ужесточение требований к службам заказа такси и водителям
  33. Какие проблемы решает закон о такси
  34. Почему закон о такси вызывает вопросы у участников рынка
  35. В каком случае наступает блокировка службы такси
  36. Подрабатывать в такси станет невыгодно
  37. Продолжительность работы таксиста
  38. Кто сможет работать в такси
  39. Как получить разрешение на работу
  40. 1
  41. 2
  42. Какие ограничения будут у водителей
  43. На что увеличатся расходы перевозчиков
  44. Какими будут требования к автомобилям
  45. Где будет храниться информация о водителях
  46. Главное
  47. Законодательство в сфере перевозок легковым такси, которое вступит 1 сентября 2023 года
  48. Как агрегаторы заманивают к себе таксистов, которых не хватает по всей стране
  49. Почему водителей не хватает?
  50. Платить больше и обучать
  51. Таксист — тоже человек
  52. Что в итоге?

Новый закон о такси 2023 года: что изменится для водителей и пассажиров

Теперь самозанятые С началом осени заниматься перевозками пассажиров будут вправе исключительно водители, которые зарегистрированы как плательщики налога на профессиональный доход — самозанятые.

Разрешение на работу будет выдаваться им бесплатно после обращения в МФЦ или оформления через сайт Госуслуг. Никаких судимостей Закон о такси, который заработает с 1 сентября 2023 года, нацелен в том числе на повышение безопасности перевозок. С этого момента водителям с непогашенной судимостью и большим числом штрафов запретят работать в этой сфере. Справку об отсутствии судимости необходимо предоставить работодателю или предъявить при оформлении разрешения на перевозку людей. Тем, кто уже работает, необходимо показать документ до момента начала действия закона. «Шашечки» и фонарь Документ регламентирует и внешний вид, и наполняемость автомобиля.

С 1 сентября 2023 года машины, которые оказывают услуги такси, должны в обязательном порядке отличаться от других нанесенным рисунком — со всем известными «шашечками». На крыше авто нужно установить оранжевый фонарь, а в салоне разместить данные о водителе и перевозчике. Появляются и новые обязанности: по первому требованию пассажира водитель обязан предоставлять информацию о тарифах. А если ДТП В случае аварии службы заказа такси будут делить ответственность с водителями. Компенсацию пассажиру, который пострадает в ДТП, будет выплачивать агрегатор, гласит закон о такси — 2023, последние новости об этом размещены в открытых источниках. Если сервис берет на работу нелегалов, есть риск лишиться лицензии. Наши базы данных Новый закон предусматривают хранение данных компаний исключительно на отечественных серверах. Кроме того, будут сформированы реестры легкового такси.

Самозанятые в такси. Что изменилось в 2023 году

Коротко: больше самозанятых таксистов, больше контроля, больше требований и ответственности за безопасность и сохранность пассажиров. Вместо лицензии теперь – разрешение на работу и обязательная регистрация в реестрах. Расскажем о том, как изменится работа самозанятых таксистов.

Требования для водителей такси

Новые правила заработают с 1 сентября 2023 года, но часть требований закона от 29.12.2022 № 580-ФЗ и ТК вступили в силу уже с 1 марта. Так работодателям перед трудоустройством нужно требовать от водителей справку о судимости.

Уже нанятые работники должны предоставить сведения о снятой или погашенной судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления, иначе с 1 сентября не будут допущены к пассажирским перевозкам.

В такси не будут работать граждане, осужденные по ряду уголовных статей: за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, грабеж, разбой.

Итак, основные изменения вступят в силу с сентября 2023 года, благодаря этому для работы в такси можно выбрать один из трех вариантов:

  • заключить трудовой договор с таксопарком или перевозчиком;
  • зарегистрировать собственное ИП;
  • без регистрации ИП получить статус плательщика налога на профессиональный доход и заключить прямой договор с агрегаторами заказов.

В любом случае водителям нужно выполнить такие требования:

  • регулярно проходить предсменные и после­сменные медосмотры;
  • выполнять предрейсовый контроль технического состояния легкового такси;
  • оформить полис ОСАГО по тарифу для такси;
  • иметь медицинскую справку, права категории «В» и трехлетний водительский стаж;
  • пройти аттестацию на географию города, размещение госорганов, объектов культуры, медицины, спорта, достопримечательностей и так далее.

Разрешение на работу в такси будет приостановлено, если у водителя накопилось более трех неоплаченных штрафов за нарушение ПДД.

Помимо соблюдения новых требований при работе с самозанятыми важно продолжать выполнять уже существующие правила. Наймикс проверяет наличие статуса самозанятого у исполнителя перед каждой выплатой вознаграждения.

Ведь при оплате физическому лицу, не являющемуся официально плательщиком налога на профессиональный доход, такая выплата будет считаться как оплата физлицу по договору ГПХ, с которой нужно удержать НДФЛ и начислить страховые взносы.

Такси станет роскошью. Как новый закон изменит цены на поездки и оставит водителей без работы — мнение эксперта

Председатель гильдии таксистов фиксирует проблемы в отрасли и неудачные попытки их решить

Уже с 1 сентября вступит в силу новый закон о такси. Отрасль ждут большие изменения. Например, каждому водителю нужно будет получить разрешение на работу, предоставить справку о несудимости за насильственные преступления (убийства, изнасилования, похищения, разбой и т.д.) и выписку из реестра такси, а также пройти аттестацию. Будут и особые требования к страхованию автомобилей. Подразумевается, что это повысит безопасность пассажиров.

Все эти изменения, разумеется, отразятся на стоимости проезда для пассажиров. Ведь затраты служб такси или водителей вырастут в разы. Чего ждать обычным людям, которые пользуются этой услугой? Будут ли массовые увольнения таксистов?

«Проще не работать или работать «в серую»»

Для клиентов принятие этого закона точно обернется повышением цен. Но пугаться не надо. Россияне уже видели бешеные суммы в час пик, которые предлагает популярный агрегатор. Могу порекомендовать плюнуть на свои предпочтения и скачать приложения всех местных такси. Или найти номера телефонов. Сравнивать цены и искать приемлемую. Но очень дешево ездить не получится. Дешево скоро будет только на автобусе.

Давайте разберемся, что по закону должны будут сделать таксисты. Они должны будут открыть ИП или стать самозанятыми. На основании этих документов они смогут получить разрешение на работу. Помимо этого, они обязаны будут иметь страховку под такси. Страховые компании продавать ее дешево не собираются. На основании того, что автомобиль такси находится на дороге в разы дольше, чем обычный, они просто умножат существующую сумму страховки. Обыкновенный таксист должен будет заплатить за страховку 60, 70, 80, 90 или 100 тысяч рублей. В Москве сумма может дойти и до 250 тысяч рублей. Все прекрасно понимают, что такую сумму взять и выложить таксист не может. Да и не хочет. И не будет. Ему проще не работать или работать «в серую».

У водителей давно растут расходы. Подорожали бензин, газ, техобслуживание. Новых машин хорошего качества нет. Да и те, что есть, стоят больше двух миллионов. Не каждый может себе это позволить. Автопарк устаревает — это заметно уже сейчас. «Москвичи» никого не устраивают, увы.

«Водители давно научились обманывать агрегаторов»

Еще каждый водитель должен будет предоставить справку об отсутствии судимости по тяжким преступлениям. Также вводятся реестры: агрегаторов, перевозчиков и автомобилей. Зачем нужна эта бюрократия, никто понять не может. Перед выпуском на линию агрегатор должен будет проверить и машину, и водителя по реестру. Только после этого ему позволят брать заказы. Бред и маразм — по-другому не назвать.

Пассажир по итогу получает якобы безопасность. Но все понимают, что этого не будет. Водители давно научились обманывать агрегаторы: оформляется один человек, а ездит совсем другой. Эти случаи были не один раз. А справки эти медицинские и об отсутствии судимости легко подделывают. На подлинность их никто, как правило, не проверяет. Столько просто не проверить! С мигрантами, которых любят ругать, всё немного проще. Предоставляемые ими документы сразу позволяют принять решение о его принятии на работу или отказе в ней. Ну ладно, не будет мигрантов. Но кому от этого станет легче?

Многие водители примут решение уйти из профессии. Но другие будут работать «с руки», нелегально. Клиент подошел к обочине, махнул рукой, остановил машину, договорился с водителем и поехал. Кто будет таких ловить? Да никто. Возврат в 90-е!

«Если мы будем задирать цены, то никто не поедет»

По поводу того, насколько вырастут цены. Думаю, что такси будут рисовать любую цифру за заказ. Потому что расчета стоимости проезда закон не установил. Также не определено, от чего цена должна исходить. Несмотря на то что существуют формулы расчета себестоимости одного километра или одного нормо-часа, их никто не применяет на практике. Нужно понимать, что если мы будем задирать цены, то никто не поедет. Их со временем опустят, чтобы стабилизировать рынок. Но на каком уровне они зафиксируются, спрогнозировать не может никто.

Проблема этого закона еще и в том, что он не предъявляет профессиональных требований. Не вводится обучение таксистов, не появляется сама профессия таксиста. В реестр профессий она до сих пор не внесена! Никому от этого закона лучше не станет, даже государству. Оно не получит от этого ровным счетом ничего. Разве что рост налогов от самозанятых, но это капля в море.

Есть один позитивный момент. Это то, что региональным властям передали возможность вести тестирование на знание города. Наш местный законодатель может отсеивать водителей, которые не ориентируются в городе. Это сформирует определенный уровень качества работы таксиста.

Новый закон о такси 2023: вопросы и ответы

Скоро вступает в действие новый закон о такси. Мы собрали популярные вопросы и подготовили на них ответы. На часть вопросов мы не можем ответить полностью, так как многие вопросы регулируются региональными правовыми актами, которые еще не готовы.

 

Ответы на вопросы, опубликованные на этой странице, носят справочный и информационный характер. Они не являются профессиональной юридической рекомендацией или руководством к действию.

Выполнение норм законодательства о такси остается ответственностью водителей, перевозчиков, служб заказа такси и других участников индустрии в той части, в которой это им предписано действующими правовыми нормами.

 

Что за новый Закон о такси?

С 1 сентября вступает в силу новый закон, регулирующий деятельность такси — это ФЗ № 580. По этому закону водителям и таксопаркам нужно получить некоторые разрешающие документы, которые раньше не требовались. А на машинах по-прежнему должны быть  «шашечки» и другие внешние атрибуты такси.

Закон о такси даёт регионам возможность устанавливать и другие требования — например, закрепить единый цвет автомобиля такси или ввести проверку на знание региона среди водителей. Вводить такие требование или нет — остается на усмотрение властей каждого региона.

Какие документы нужно получить паркам и водителям?

Парковым водителям (работают на таксопарк):

  • справка об отсутствии или наличии судимости.

 

Самозанятым водителям (сотрудничают с сервисом напрямую или через таксопарк по агентскому договору):

  • справка об отсутствии или наличии судимости;
  • разрешение на деятельность перевозчика;
  • если поездки выполняются на собственном автомобиле — его надо внести в реестр легковых такси, он свой в каждом регионе.

 

Таксопаркам (имеют своих водителей и автомобили):

  • разрешение на деятельность перевозчика — после этого таксопарк окажется в реестре перевозчиков;
  • внести парковые автомобили в реестр легкового такси.

 

Тем, кто сдаёт автомобили в аренду: 

  • внести в реестр легкового такси автомобили, которые будут сдавать в аренду перевозчикам.
Какие вводятся реестры по новому закону? Какие данные и кому в какой реестр нужно внести?

Новый закон закрепляет несколько типов реестров, важных для сферы такси, такие реестры будут у каждого региона РФ:

  • региональный реестр перевозчиков. Здесь будут храниться данные о перевозчиках и разрешениях на перевозку пассажиров в такси.
  • региональный реестр легковых такси. В этом реестре будут данные автомобилей, на которых выполняют заказы такси.
  • региональный реестр служб заказа легкового такси. Здесь будет собираться информация о службах, которые принимают заказы легкового такси (например, ими считаются агрегатор или самостоятельные диспетчерские без парка машин и водителей) и о том, что у них есть право на такую деятельность.

Ещё появится единая федеральная государственная информационная система легковых такси. В ней, как планируется, будет собираться и храниться информация из всех перечисленных выше реестров каждого региона.

Как изменится взаимодействие таксопарков и прямых партнёров (самозанятых и ИП-водителей) с сервисом после 1 сентября 2023 года?

Когда новый закон о такси вступит в силу 1 сентября 2023 года, партнёрами сервиса смогут быть все, у кого есть разрешение на деятельность перевозчика — это касается как таксопарков,  так и водителей с самозанятостью или статусом ИП. Кроме того, сервис сможет передавать заказы и другим службам заказа легкового такси.

Выполнять поездки через сервис можно будет только на машинах, внесенных в реестр автомобилей такси. Вносить эти данные могут как сами перевозчики — таксопарки, так и самозанятые или ИП-водители.

С 1 сентября чтобы быть самозанятым таксистом и сотрудничать с сервисом, больше не нужно оформлять ИП?

С 1 сентября чтобы стать самозанятым таксистом и сотрудничать с сервисом, оформлять ИП не нужно. По новому закону, водители как самозанятые физические лица смогут сотрудничать с сервисом напрямую или через таксопарк по агентскому договору, если получат разрешение на деятельность перевозчика. Для оформления этого разрешения нужна справка об отсутствии или наличии судимости.

Если поездки будут выполняться на собственном автомобиле, его данные надо внести в реестр автомобилей такси, он свой в каждом регионе. Вносить эти данные в реестр смогут сами самозанятые водители, получившие разрешение перевозчика.

Будет ли сервис проверять, как взаимодействуют таксопарк и водители: например, есть ли у водителя полис ОСАГО, справка об отсутствии судимости, как оформлены трудовые отношения с таксопарком?

Нет, по новому закону о такси, сервис выступает в роли службы заказа такси. При этом только таксопарк следит за оформлением трудовых отношений с водителем и проверяет, оформлены ли у них документы надлежащим образом.

Если полис ОСАГО недействителен, машину такси могут исключить из реестра автомобилей такси. А у парка, которому такая машина принадлежит, могут сначала приостановить разрешение на деятельность перевозчика, а затем аннулировать документ и исключить парк из реестра перевозчиков. Другими словами, такой таксопарк не сможет легально выполнять заказы такси, в том числе через сервис.

Сервис как служба заказа не контролирует, соответствует ли автомобиль требованиям закона — это проверяют представители властей (например, в ходе рейдов).

Следует также прочитать:  Закон о выгуле собак в 2023 году: правила и штрафы в России
У парка или водителя уже есть разрешение. Надо ли получать новое? Автомобиль вписан в уже полученное разрешение. Попадёт ли он в новый реестр легковых такси?

По закону, уже полученные разрешения продолжат действовать до конца указанного в них срока. Пока старое разрешение не закончит действовать, новое оформлять не нужно.

Запуском новых реестров и переносом в них информации об уже действующих разрешениях занимаются власти каждого региона, сроки и процедуры везде могут быть разными, поэтому рекомендуем вам регулярно проверять статус этого процесса в вашем городе или области.

Какие требования устанавливает новый закон к автомобилю такси?

Как и прежде, на кузове легкового такси должны быть «шашечки» — композиция из квадратов контрастных цветов, расположенных в шахматном порядке (так называемая «цветографическая схема»). Также на автомобиле должен быть закреплён опознавательный фонарь оранжевого цвета. Ответственность за нарушения этих правил описана в КоАП, пока она не поменялась. Но изменения возможны, поэтому рекомендуем следить за обновлениями законодательства.

Закон о такси наделяет регионы правом устанавливать дополнительные требования — например, к цвету кузова легковых такси, минимальному экологическому классу автомобиля или вводить аттестацию водителей на знание города и требований законодательства о такси. Ответственность за неисполнение таких требований может быть установлена региональным кодексом об административных правонарушениях.

Есть справка о наличии или отсутствии судимости. Что с ней делать дальше?
  • Парковые водители — передают справку в таксопарк, с которым сотрудничают.
  • Самозанятые водители — хранят справку у себя, затем предоставляют её для получения разрешения на деятельность в такси.
  • ИП-водители — не оформляют справку сами, ФНС проверяет наличие судимости по межведомственному запросу в момент оформления ИП.
  • Таксопарки — принимают справки у водителей, с которыми сотрудничают, и хранят эти документы (правила и порядок хранения может быть позже уточнен в законодательстве).

Перевозчикам следует обратить внимание на ограничения допуска водителей к заказам такси (смотрите ответ следующий вопрос).

У водителя есть судимость. Ему можно выполнять заказы в такси?

Не любая судимость является препятствием для работы водителем легкового такси.

В ст. 328.1 Трудового Кодекса РФ есть перечень видов преступлений и степеней тяжести, с судимостью по которым нельзя выполнять перевозку пассажиров легковым такси:

  • это убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, разбой, а также преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества, относящиеся к преступлениям средней тяжести, тяжким и особо тяжким;

Перевозчики не должны допускать к выполнению поездок легковым такси водителей с непогашенной или неснятой судимостью по перечисленным видам преступлениям.

Судимость считается погашенной по истечении определенного времени после отбытия наказания. Так, для преступлений средней тяжести это 3 года, за тяжкие преступления — 8 лет, а за особо тяжкие — 10 лет. По решению суда судимость может быть снята раньше срока погашения судимости. Подробнее о погашении и снятии судимости можно прочитать в ст. 86 Уголовного Кодекса РФ.

Можно ли получить разрешение на деятельность такси не по месту официальной регистрации водителя или парка?

Да, но с некоторыми особенностями.

  • Юридическим лицам понадобится зарегистрировать обособленное подразделение в том регионе, где они хотят получить разрешение.
  • Самозанятым или ИП-водителям нужно  подтвердить данные о месте фактического проживания. Таким подтверждением может быть, например, отметка (документ) о регистрации по месту жительства или договор аренды жилья, если вы сменили место жительства и не успели зарегистрироваться.

В случае смены места жительства нужно успеть зарегистрироваться не позднее 7 дней после смены места жительства.

Какие разрешения нужны, чтобы таксопарк мог выдавать автомобили самозанятым водителям?

Перевозчик или тот, кто будет сдавать автомобили такси в аренду, вносит принадлежащие данные машин в реестр легковых такси, а после — может сдавать их в аренду другим организациями или самозанятым водителям, получившим статус перевозчика.

В этом случае, перевозка и все обязанности перевозчика — это обязанность организации или самозанятого водителя, которые арендуют машину.

Парковый автомобиль попал в ДТП, за рулём был самозанятый водитель. Кто несёт ответственность?

Если ДТП произошло по вине водителя со статусом перевозчика — ответственность за причиненный ущерб лежит на нём.

Если авария случилась из-за технической неисправности автомобиля — к ответственности может быть привлечен таксопарк, сдавший автомобиль в аренду.

Как самозанятому водителю заключить договор с Яндекс Такси?

Самозанятому нужно заключить договор со службой заказа легкового такси — это документ нужен для получения разрешения. Таксопарки и прямые партнёры сервиса Яндекс Такси заключают договор с помощью акцепта Оферты. Чтобы получить разрешение на деятельность в такси, нужно предоставить уполномоченному органу:

  • дату начала действия договора со службой заказа легкового такси (для физических лиц, которые планируют выполнять заказа как самозанятые),
  • номер договора.

На 20 июля власти регионов ещё не определили, в каком формате водителям и таксопаркам нужно будет представить договор с СЗЛТ для получения разрешения.

Мы будем дополнять ответы на вопросы на этой странице по мере того, как будет появляться новая информация об изменении действующего законодательства

Новые реестры, запреты и ответственность: что изменится в такси с 1 сентября 2023 года

С 1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения в сфере перевозок легковым такси (закон от 29.12.2022 № 580-ФЗ). Закон предусматривает объединение множества существующих правил и вводит ряд новых. Нововведения направлены на обеспечение прозрачности, безопасности и контроля в данной отрасли.

Какими нормативно-правовыми актами сейчас регулируется деятельность по оказанию услуг такси? Комплексный анализ регулирующих НПА, подготовленный сотрудником Верховного суда одного из субъектов РФ, смотрите в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к системе бесплатный.

Региональные реестры

С 1 сентября 2023 года в каждом регионе будут созданы три важных информационных ресурса:

  • Реестр перевозчиков — будет содержать в том числе сведения об электронных разрешениях на перевозку.
  • Реестр такси — это данные о транспортных средствах, их владельцах и пр.
  • Реестр служб заказа такси — в этот реестр, в числе прочего, будут включены адреса, где расположены технические средства для получения, хранения, обработки и передачи заказов.

Информация из реестров (исключая персональные данные) будет размещаться на сайтах уполномоченных органов регионов, либо на сайте высшего исполнительного органа субъекта РФ. Публичное размещение информации из реестров в интернете обеспечит прозрачность и доступность информации для всех заинтересованных сторон. Такой подход поможет пассажирам выбирать надежных перевозчиков и быть уверенными в качестве предоставляемых услуг.

Запрет на допуск ряда водителей к управлению такси

Новым законом будут введены ограничения на работу водителей такси:

  • Водителей, у которых на день до перевозки есть более трех неоплаченных административных штрафов за нарушения ПДД, будет запрещено допускать к работе. Есть исключение: если сроки уплаты штрафов истекли, это не будет препятствием брать заказы.
  • Водителям также потребуется пройти аттестацию на знание местоположения объектов транспортной инфраструктуры, культурного наследия, спортивных, медицинских и образовательных учреждений и т. д.
  • Тех, кто был повторно лишен прав или арестован за административные нарушения в области дорожного движения до истечения года с момента предыдущего наказания, также не допустят к работе в такси.
  • Запрет на работу будет и для водителей с неснятыми или непогашенными судимостями за определенные преступления или тех, кто преследуется по Уголовному кодексу РФ за такие деяния. Данное основание для недопуска к работе уже действует с 1 марта 2023 года (по ТК РФ).

Ограничения на работу водителей с неоплаченными штрафами или нарушениями в области дорожного движения, а также аттестация на знание местоположения объектов поможет повысить безопасность поездок и улучшить общую репутацию отрасли.

Ответственность служб заказа такси

Прежде всего, службы заказа такси будут обязаны проводить ежедневную проверку сведений о разрешениях в реестре перевозчиков и данных в реестре такси. Перевозчик или водитель получат заказ только при условии, что:

  • информация о разрешении есть в реестре перевозчиков, разрешение действующее, то есть не приостановлено и не аннулировано;
  • сведения о машине есть в реестре такси.

Номер записи в реестре перевозчиков будет в обязательном порядке размещаться в салоне такси.

Кроме этого, новым законом вводятся положения об ответственности служб заказа такси за возможный вред пассажирам:

  • Если у водителя отсутствовало разрешение на перевозку или его разрешение было аннулировано или приостановлено, служба несет солидарную ответственность вместе с таким водителем. Однако есть исключения.
  • Если пассажира не уведомили надлежащим образом о наименовании перевозчика служба полностью несет ответственность перед пассажиром.
  • Если страховка по ОСАГО или страхование гражданской ответственности перевозчика не покрывают весь ущерб, служба несет субсидиарную ответственность за возмещение реального ущерба.

Ранее такие правила отсутствовали. Введение ответственности служб заказа такси за возможный вред пассажирам будет способствовать более ответственному отношению к выбору перевозчиков и обеспечению безопасности клиентов. Кроме того, внедрение субсидиарной ответственности служб заказа такси за реальный ущерб поможет пассажирам быть уверенными в том, что их интересы будут защищены в случае возникновения проблем.

Правда ли что с 1 сентября 2023 года вступает в силу «новый закон о такси»

С 1 сентября вступает в силу ФЗ-580, в соответствии с которым создается федеральная система ФГИС «Такси». Новый закон на государственном уровне будет регулировать ключевые аспекты отрасли с помощью внедренного на территории страны IT-решения. Это позволит в корне изменить подход к регулированию таксомоторной деятельности и повысить качество оказываемых услуг. «Российская газета» выяснила, как будет работать ФГИС «Такси» и как с помощью нововведения можно проверить любого водителя и снизить количество ДТП.

Вопрос о необходимости законодательного обновления в сфере таксомоторных перевозок назревал более 10 лет. Наличие ряда острых проблем в отрасли послужило толчком к разработке информационно-аналитической системы в области перевозок легковыми такси ФГИС «ТАКСИ». В результате ее внедрения удастся повысить качество оказываемых услуг, снизить количество ДТП с участием такси и легализовать отрасль.

Заместитель министра транспорта Дмитрий Баканов рассказал, что ФГИС «Такси» позволит анализировать три реестра транспортных средств и централизовать их на федеральном уровне.

Для пассажиров законодательные изменения на рынке такси будут заключаться в безопасности

«В первый реестр вошли все транспортные средства, участвующие в таксомоторной перевозке, во второй — транспортные компании, а третий состоит из агрегаторов такси. Сейчас на таких субъектах мы прорабатываем продуманные механизмы, позже они будут внесены в наш федеральный реестр. Для курирования этой работы Минтрансом была создана служба технического сопровождения по всем вопросам, связанным с реализацией нового закона», — делится Дмитрий Баканов.

Он добавил, что в соответствии с новыми правилами все участники отрасли с 1 сентября должны быть внесены в эти реестры. Это позволит оставить на рынке только соответствующие всем критериям машины, а также проверенных и имеющих все разрешения водителей, легальных агрегаторов.

Для обычных пассажиров преимущества от нового закона и ФГИС «Такси» заключаются, в первую очередь, в безопасности. В качестве примера приведем понятную и распространенную ситуацию — ребенка-подростка надо отвезти в кружок или секцию, но мама или папа не успевают в силу занятости на работе. Сейчас многие родители боятся вызывать такси для детей, поскольку нет никаких гарантий, что приедет исправная машина, а водитель будет адекватным.

Но после 1 сентября поездка на такси станет полностью контролируемой: ребёнку или подростку достаточно будет навести смартфон на QR код, чтобы проверить легальность автомобиля. В случае, если в машине есть QR код ФГИС «Такси», родитель может быть спокоен — это значит, что машина и перевозчик проверены, а водитель прошел все необходимые процедуры допуска.

Такие меры, безусловно, помогут снизить количество ДТП с участием такси, о чём также говорит статистика Мосгортранса. Так, с января число ДТП с участием такси в Москве сократилось на 13%: произошло 850 аварий против 971 за тот же период в прошлом году. Результат улучшился в том числе и потому, что в Москве уже работает система КИС «АРТ». Она позволяет отсеивать водителей с недостаточным стажем и тех, кто нарушает ПДД и не проходит медицинские и технические осмотры. Такой же результат в масштабах страны ожидается и от внедрения ФГИС «Такси».

По данным Росстата, система охватит более 20 млн граждан и 453 тыс. легковых такси. Система будет работать в 89 субъектах России, а также на Байконуре. Уполномоченным оператором и единой точкой входа регионов во ФГИС «Такси» является ФГБУ «СИЦ Минтранса России», перед которым изначально ставились две главные задачи — минимизация затрат регионов при внедрении системы и обеспечение удобства пользования ею на местах.

Сейчас активно ведётся подготовка к вводу ФГИС «Такси» в регионах. Руководитель ФГБУ «Ситуационно-информационный центр Минтранса России» Дмитрий Горшков отметил, что с каждым участником этот вопрос прорабатывается отдельно.

«На текущий момент все 89 субъектов, которые должны работать в системе, находятся с нами на связи. Сейчас уже четко ясно, что 79 регионов точно будут использовать наше решение. Они не станут разрабатывать свою систему, а будут применять федеральные структурные методики. Оставшиеся 10 регионов будут использовать свои системы — возможно, будет какой-то переходный период с комбинированным использованием федеральной и имеющейся системы», — рассказывает Дмитрий Горшков.

Дмитрий Баканов добавил, что разработанная система достаточно гибкая и учитывает особенности регионов.

«В новых субъектах большой процент таксистов остались на украинских номерах. Для этих целей во ФГИС разработано отдельное техническое решение, которое позволяет ввести учет в реестрах без проблем», — отметил он.

Руководитель ФГБУ «Ситуационно-информационный центр Минтранса России» также отметил, что сейчас 73 региона активно сотрудничают с Минтрансом в части тестирования — они загружают данные, смотрят систему и проверяют, каким образом сейчас построена загрузка. Сейчас опция тестирования доступна для всех регионов со своими системами — пробовать пользоваться ФГИС «Такси» можно через предоставленные учетные записи. Такой подход позволяет максимально снять финансовую нагрузку с участников системы.

Благодаря тому, что введение системы не создает дополнительных расходов, ввод ФГИС также не повлияет на увеличение стоимости услуг такси.

Директор департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Сергей Семенов подчеркнул, что 580-ФЗ не предъявляет новых требований к перевозчикам такси, все эти требования действуют и сейчас:

«Все требования, указанные в новом законе, существовали и раньше, и сейчас, люди их обязаны выполнять. В связи с этим, предпосылок к увеличению цен одномоментных я не вижу. Скорее, на цены будут влиять другие факторы, — комментирует Семёнов. — Мы видим, как выросла стоимость автомобилей и их обслуживания, как изменились цены на запчасти. Другое дело, если кто-то из перевозчиков захочет использовать вступление в силу закона как повод для увеличения стоимости поездок, но это уже другая грань вопроса. Мы считаем, что новым законом как раз созданы все необходимые условия для того, чтобы цену не изменять».

Говоря о перспективах развития системы, эксперты отмечают, что в 2023 году запланирована реализация программного обеспечения для ведения региональных реестров.

В 2024-2025 годах развитие ФГИС будет происходить в рамках контрольно-надзорной деятельности, предоставления и адаптации госуслуг в регионах, а также по взаимодействию с внешними системами. В дальнейшем ФГИС «Такси» будет единым окном для регулирования деятельности в области перевозок легковым такси. При этом в Минтрансе подчеркнули, что использование ФГИС «Такси» должно было удобным для конечных пользователей на местах, поэтому ведомство открыто к предложениям по развитию системы.

Цены на такси в России могут вырасти в два раза из-за новых правил

Осенью в России могут существенно вырасти цены на такси. Это связано с новыми правилами для агрегаторов

По данным СМИ, в сентябре изменятся правила для тех, кто занимается перевозками. В частности, могут ввести штрафы за передачу заказов водителям без официальной лицензии. Для физических лиц — сумма штрафа до трех тысяч рублей, для юридических — до 200 тысяч.

По мнению экспертов, нововведение негативно скажется на рынке. Сейчас лицензия на пассажирские перевозки есть только у одного из пяти таксистов.

Примерные расчеты показывают, что стоимость одной поездки может увеличиться минимум в два раза. А ряд экспертов заявили, что цены вырастут в несколько раз.

Напомним, с 1 сентября 2023 года заработает Федеральная государственная информационная система легкового такси. Она позволит обелить эту сферу автоперевозок, которые станут безопаснее, заявил глава Минтранса РФ Виталий Савельев. Он подчеркнул, что система будет работать на единой цифровой платформе «ГосТех».

Следует также прочитать:  Закон о тишине в Новосибирске в 2023 году и Новосибирской области: до скольки можно шуметь, режим

Новый закон о такси будет защищать права пассажиров и перевозчиков

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Федеральный закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Законом вводится регулирование деятельности агрегаторов, их правоотношений с перевозчиками легковым такси и пассажирами. Также распределяется ответственность участников перевозки за ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия, создается правовая основа для работы самозанятых в отрасли.

Принятие закона стало необходимостью в связи с тем, что до последнего времени законодательством не была урегулирована деятельность агрегаторов, их правоотношения с перевозчиками легковым такси и пассажирами. Именно агрегаторы стали драйвером рынка в последнее время, обеспечив резкий рост количества перевозок пассажиров и багажа легковыми такси. Не менее важным вопросом является распределение ответственности с учетом появления новых участников рынка.

Закон прежде всего направлен на обеспечение защиты интересов пассажиров и перевозчиков легковым такси. Конкретизация и законодательное закрепление обязательных требований к деятельности перевозчиков легковым такси, служб заказа легковым такси, допуск физических лиц – самозанятых к перевозкам, а также требования к водителям такси позволят создать для граждан более благоприятные и безопасные условия пользования такси, а также повысить эффективность работы субъектов предпринимательской деятельности в этой сфере.

Федеральный закон вводит ряд принципиально новых положений. В частности, устанавливается возможность получения разрешения на перевозку легковым такси самозанятыми лицами. Это позволит легализовать деятельность водителей, работающих сейчас в «серой» зоне (по экспертным оценкам, это 25 % водителей легкового такси).

Впервые определяются права, обязанности и, что немаловажно, устанавливается ответственность служб заказа легкового такси – агрегаторов. Кроме того, запланирован переход к реестровой модели предоставления государственных услуг с цифровизацией процедур допуска к перевозкам легковым такси и контроля за такими перевозками. Закон предусматривает создание трех региональных реестров такси – регионального реестра служб заказа такси, регионального реестра перевозчиков легковыми такси, а также регионального реестра легковых такси. Также планируется создание федеральной государственной информационной системы легковых такси.

Закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 сентября 2025 года.

С 1 сентября 2023 года в такси появятся новые требования к водителям. Эксперты прогнозируют снижение числа водителей в сервисе. Все из-за того, что для работа теперь придется готовить больше документов. Рассказываем, как водителю не остаться без доступа к заказам с осени 2023 года.

Новые требования к такси в 2023 году. К чему готовиться водителям?

После того, как в конце 2022 года приняли закон о такси, стало понятно, что в сфере будут большие изменения. На протяжении всего года государство и агрегаторы внедряли новые функции и требования в работу водителей.

Ключевое изменение — с 1 сентября 2023 года водители должны оформить лицензию на работу в такси. Без официального разрешения работать больше не получится — агрегаторы подтверждают, что не будут допускать водителей к выполнению заказов. Новые требования будут действовать на все сервисы такси.

Также водителю необходимо пройти медицинский осмотр, установить карточку с основной информацией о перевозчике на приборной панели, оформлять путевые листы, продлевать ОСАГО и получить справку об отсутствии судимости.

Кстати, о последних двух. Общественный совет по развитию такси обсуждает возможность компенсации затрат на полис водителям. Однако для этого необходимо соблюдать некоторые условия.

Водителям такси хотят компенсировать стоимость полиса ОСАГО

ОСАГО является обязательным полисом для всех водителей. Однако некоторые все равно пытаются найти лазейки и не тратиться на него, чтобы сэкономить. Общественный совет по развитию такси решил помочь водителям на официальном уровне.

Водитель сможет вернуть часть средств с оплаченного полиса страхования

Именно с такой инициативой выступают представители совета. Однако есть важное условие: в период действия полиса водитель не должен попасть в ДТП и не нарушать требования законодательства. Если говорить проще, то важно, чтобы водителю не понадобился полис ОСАГО.

Притом пока нет информации, какую конкретно сумму будут возвращать. В среднем стоимость полиса выходит 7-10 тыс. руб., но зависит от нескольких критериев. Вероятно, если закон примут, то назначат определенный процент от уплаченной суммы.

Обязателен ли полис ОСАГО?

Этот полис обязателен, так как он покрывает расходы на ремонт пострадавшей в ДТП машины второго владельца. Если его не оформить, за ремонт водителю придется платить из своего кармана. Однако, если верить статистике, только 35% водителей оформляют полис на свой автомобиль.

В том числе у водителей такси возникают с этим проблемы. Например, в конце 2021 года водители выбирали между обклейкой и ОСАГО, так как страховая компания не принимала машины с брендированием. Возможно, такой ход с возвратом части стоимости простимулирует водителей оформлять полис страхования чаще.

Если говорить о справке об отсутствии судимости, то в службах заказа такси будут обращать внимание не на все виды преступлений. Есть перечень правонарушений и срока действия судимости по ним, которые будут красным сигналом при устройстве в такси.

Как выполнять требования к работе в такси? Ответы на частые вопросы

Больше всего водителей волнует вопрос получения лицензии, так как для большинства он является самым сложным.

Как и где оформить лицензию для работы в такси?

Водителю необходимо подготовить документы со своей стороны: удостоверение личности, СТС, ИИН, данные юрлица.

Автомобиль также должен соответствовать требованиям. В разных регионах могут быть свои критерии, однако в основном это цвет авто, шашечки, фонарь и карточка водителя.

Заявление можно подать несколькими способами: лично в Минтрансе, в МФЦ, на Госуслугах, на портале mos.ru (для жителей Москвы).

Сколько стоит лицензия для работы в такси?

Стоимость лицензии зависит от региона, где проживает водитель. Это связано с размером госпошлины самой области, где водитель будет подавать заявку. В одних регионах ценник может быть меньше 1 000 руб., в других доходит до 6 000 руб.

Обязательно ли водителю такси иметь юрлицо (ИП или ООО) для лицензии?

Требования для официальной работы в такси подразумевают, что для лицензии у водителя должно быть юридическое лицо — ИП или ООО. Однако далеко не все водители хотят открывать их. Это дополнительные бумажные сложности, налогообложения и юридические сложности. Поэтому есть другой вариант — устройство в таксопарк.

Получение лицензии на работу в такси без ИП или ООО

Некоторые таксопарки готовы предложить своим водителям альтернативу, при которой не придется создавать юридическое лицо на себя.

Как будет регулироваться работа такси с 1 сентября 2023 года

Федеральный закон от 29.12.2022 № 580-ФЗ вводит новые правила работы на рынке такси. Так, например, он определяет доступ водителей к такой деятельности и устанавливает условия работы для самозанятых. Кроме того, закон регулирует взаимоотношения водителей и агрегаторов такси.

Закон о такси уже вызвал много дискуссий в среде экспертов. Чиновники, представители общественных организаций, которые занимаются вопросами перевозок, и лица из надзорных органов считают грядущие нововведения важными для обеспечения безопасности клиентов и выведения рынка из тени. Сами участники рынка считают, что в законе заложены мины замедленного действия, которые спровоцируют коллапс и создадут массу барьеров как для водителей, так и для клиентов.

Что изменит закон о такси

Принципы работы такси, которые планируется ввести, расширят его применение и отчасти упростят некоторые процессы, так как минимизируют административные границы, связанные с возможностью осуществления этой деятельности.

По мнению заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Дениса Чегаева, среди ключевых нововведений стоит отметить несколько.

Работа агрегаторов будет подведена под правовую базу

Новые правила будут связывать и затрагивать те секторы рынка таксомоторных перевозок, которые до этого оставались неохваченными. Это агрегаторы или организации, предоставляющие заказы непосредственно для перевозчиков.

Самозанятых допустили до работы в такси

Такая категория работающих, как самозанятые, тоже получила право на осуществление деятельности в области перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

Новым законом им разрешено оказывать услуги по перевозке пассажиров и грузов легковым такси без регистрации в качестве ИП. Такой порядок возможен при условии заключения договора со службой заказа легкового такси, которая осуществляет свою деятельность через интернет.

Стоит отметить, что самозанятые будут нести такую же ответственность, как и другие перевозчики — ИП и юридические лица.

Самозанятым запрещено передавать кому бы то ни было автомобиль. В противном случае им могут аннулировать выданное разрешение, и тогда они перестанут быть перевозчиками.

Новый принцип выдачи разрешений

Сегодня требуется получение разрешения на эту деятельность, это требование будет сохранено. Только теперь все разрешения на работу в такси будут выдаваться бесплатно, но для этого придется предоставить определенный перечень необходимых документов. Эксперты обращают внимание на то, что разрешение будет выдаваться в течение 5 суток.

Запуск информресурсов

В рамках закона появятся дополнительные региональные реестры служб заказа легкового такси.

В регионах будут функционировать несколько информресурсов:

  • Реестр перевозчиков: в нем появятся в том числе сведения об электронном разрешении на перевозку.
  • Реестр такси: будет включать данные о транспортных средствах, их владельцах и т.д.
  • Реестр служб заказа такси: будет содержать адреса, по которым расположены технические средства для получения, хранения, обработки и передачи заказов.

Служба заказа такси должна будет проверять сведения о разрешениях в реестре перевозчиков и данные в реестре такси. Заказ попадет перевозчику или водителю в том случае, если:

  • информация о разрешении содержится в реестре перевозчиков, документ не аннулирован;
  • сведения о транспортном средстве есть в реестре такси.

Номер записи в реестре перевозчиков нужно будет размещать в салоне такси.

Ужесточение требований к службам заказа такси и водителям

Появилось больше требований как к организациям, которые предоставляют заявки, так и к непосредственно субъектам, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров. Эти требования достаточно серьезные. Так, например, запрещено допускать к управлению такси тех, кто соответствует хотя бы одному из критериев:

  • на день до перевозки у водителя более трех неуплаченных административных штрафов;
  • водителя повторно лишили прав и (или) арестовали за административные нарушения, и это произошло до того, как истек год со дня окончания предыдущего срока такого наказания;
  • у водителя неснятая или непогашенная судимость по ст. 328.1 УК РФ либо его преследуют за совершенные деяния;
  • водитель не прошел аттестацию на знание местонахождения объектов транспортной инфраструктуры, культурного наследия и спорта, медицинских и образовательных организаций и т.д.

Для служб заказа такси ответственность регламентирована следующим образом:

  • служба несет солидарную ответственность с тем, у кого не было разрешения на перевозку или его аннулировали, приостановили;
  • служба полностью отвечает перед пассажиром, например, если фрахтователя надлежаще не уведомили о наименовании перевозчика;
  • служба несет субсидиарную ответственность с перевозчиком — физлицом в части возмещения реального ущерба, который не покрыла страховка по ОСАГО или по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика.

Какие проблемы решает закон о такси

По мнению экспертов, закон создает все условия для выхода перевозчиков из тени. На практике сложились незаконные схемы, когда, например, перевозчики передают с разрешением автомобиль другим перевозчикам. Сегодня появляются компании, которые вносят автомобиль в реестр автомобильного транспорта такси и имеют право передать его другим перевозчикам, которые включены в реестр перевозчиков, — в этом случае расписываются все уровни ответственности.

Теперь тот, кто передал автомобиль по закону (исполнитель) обязан обеспечить возможность прохождения предрейсового медицинского контроля, а также следить за техническим состоянием авто в порядке, который определит субъект РФ.

Появляется правовая ответственность агрегатора за передачу заказа нелегальному перевозчику.

Сегодня у служб заказа такси есть техническая возможность в режиме онлайн проверить, находятся ли автомобиль такси и перевозчик в реестрах. Если все соответствует закону, заказ передается.

Законом сформулированы исчерпывающие требования к автомобилю такси: он должен иметь фотографическую композицию в виде «шашечек», фонарь оранжевого цвета на крыше.

Перевозчики нередко жаловались на невыгодность тарифов, они говорили о том, что не могут перевозить по тем тарифам, которые им устанавливает служба заказа такси, потому что эти тарифы не покрывают расходы. Благодаря закону перевозчик получил право разрабатывать тарифы и устанавливать их на перевозку автомобильным транспортом.

По новым правилам за трое суток до определения тарифа он должен быть размещен на сайте службы заказа такси и на сайте перевозчика. Если у них нет сайтов, то на сайте уполномоченного органа.

С 29 марта 2023 года путевой лист можно оформлять в электронном виде (Приказ ФНС РФ от 17.02.2023 N ЕД-7-26/116@). Теперь уже в режиме цифровой платформы будут сохраняться сведения о наличии путевого листа: кто выдал, как прошел водитель предрейсовый медицинский контроль.

Предусмотрена возможность применения телемедицины при прохождении медицинского контроля для водителей.

По словам представителя общественного совета по развитию такси в УрФО Владимира Герасименко, закон о такси направлен на легализацию рынка и повышение ответственности за безопасность и комфортность перевозки.

Почему закон о такси вызывает вопросы у участников рынка

На пресс-конференции «Интерфакса», которая прошла в конце марта, своим мнением о предстоящих изменениях поделился директор службы заказа такси «Максим» Максим Шушарин.

По его мнению, в законе есть только две новеллы, которые будут иметь положительный эффект на рынок. Ко всем остальным новшествам возникают серьезные вопросы. Например, для того чтобы самозанятые смогли работать легально, им нужно будет заключать договор с агрегатором. Максим Шушарин задает вопрос: а как быть тем малым городам численностью до 100 000 человек, где агрегаторов нет и куда они никогда не зайдут, так как это экономически невыгодно?

У нас в большинстве малых городов нет пунктов медосмотра вообще, я уж не говорю про круглосуточные. Да они и не нужны, если мы говорим про самозанятых, которым не надо проверять своих наемных работников, он отвечает сам за себя.

Есть бомба замедленного действия, заложенная в этот закон, которая трансформирует отрасль до неузнаваемости. Перед вторым чтением в закон была введена новелла, которая относит информацию о заказе, переданной лицу без разрешения, к запрещенной к распространению информации. То есть мы приравниваем информацию о заказе к распространению информации о суициде, порнографии и так далее с корреспондирующей обязанностью Роскомнадзора и прокуратуры заблокировать интернет-ресурс агрегатора.

1 сентября мы проснемся в новой реальности и через определенное время у нас не будет ни Яндекс Такси, ни такси «Максим». Потому что у нас не будет механизма для осуществления деятельности агрегатора, не будет интернет-ресурсов, и отрасль вернется в те прекрасные времена, когда мы ловили машину с руки.

В каком случае наступает блокировка службы такси

Изменения делают возможным блокировку службы заказа такси — и это как раз вызывает больше всего беспокойства у агрегаторов и других участников рынка. При этом эксперты предупреждают, что такие радикальные меры возможны, только если последовательно, в течение 30 дней, служба заказа такси целенаправленно передавала заказ нелегальным перевозчикам (не менее 10 заказов в течение этого периода). Но через год агрегатор может снова подать заявление на разрешение на осуществление деятельности.

Подрабатывать в такси станет невыгодно

По новым правилам тем, что подрабатывает в такси, теперь надо будет регистрироваться как перевозчикам легковым такси и получать полис ОСАГО, который, как известно, стоит порядка 60 000 — 70 000 руб. Для обычного автомобилиста он стоит в 10 раз дешевле.

Директор службы заказа такси «Максим» Максим Шушарин обращает внимание на негативные последствия таких требований:

80% перевозчиков самозанятых — это именно подработчики, которые везут на работу и с работы, снимая пиковые нагрузки. И без них наши города просто встанут, потому что такси уже давным-давно стали неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры.

Продолжительность работы таксиста

Минтранс подготовил проект постановления «Об утверждении требований к периоду передачи заказа легкового такси перевозчикам службами заказа легкового такси». Согласно документу, водители такси перестанут получать новые заказы от агрегаторов, после того как отработают 12 часов. Новая заявка станет доступна только по завершении предыдущей поездки.

При этом нельзя работать 12 часов без перерыва — через 5 часов нужно уйти на отдых. Иначе получение заказов будет временно приостановлено.

Агрегаторам, согласно проекту, придется рассчитывать время, после которого они приостановят или прекратят передачу заказов. Расчет будет производиться на основании данных о начале работы, поступающих от водителей такси.

Закон о такси: что изменится с 1 сентября 2023 года

В сентябре 2023 года вступят в силу основные положения 580-ФЗ. Что новый закон изменит в транспортной отрасли и как малому бизнесу подготовиться к нововведениям — об этом читайте в статье.

Кто сможет работать в такси

Согласно 580-ФЗ у тех, кто хочет работать в такси, появятся три варианта официального оформления на выбор:

Новый закон разрешает самозанятым работать в сфере легковых перевозок. Для них будут действовать те же правила, что и для других таксистов: ИП или сотрудников компаний-перевозчиков.

Есть одно исключение — у самозанятого должен быть договор с одной из служб заказа такси, так как, в отличие от ИП, он не может заниматься перевозками сам по себе.

Водитель в статусе ИП, как и ранее, может работать либо на себя, либо на службу заказа, заключив с ней договор. Например, с «Яндекс.Такси» можно заключить агентский договор.

Следует также прочитать:  Со скольки и до скольки можно шуметь на даче: можно ли по закону РФ 2023, в какое время

ИП и самозанятые могут устанавливать свои тарифы на перевозку, сотрудничая со службами заказа. Новый закон не ограничивает это право, но по факту такой подход — редкость. Устоявшаяся практика — принимать ценовую политику службы.

Как получить разрешение на работу

Все водители и компании-перевозчики обязаны иметь разрешение на работу в такси. Его нельзя передавать третьим лицам.

Сейчас стоимость госпошлины за выдачу документа зависит от региона. После 1 сентября 2023 года разрешения будут выдавать бесплатно на всей территории России.

Самозанятые, ИП и компании смогут получить разрешения в электронном виде, подав заявку в МФЦ или через сайт «Госуслуги». Документ будут выдавать в срок, не превышающий 5 рабочих дней.

Для получения разрешения на работу в такси понадобится:

1

Пакет документов:

  • медицинская справка об отсутствии противопоказаний для управления автомобилем,
  • права категории «В» и водительский стаж от трёх лет,
  • справка об отсутствии судимости за преступления, предусмотренные статьёй 328.1 ТК РФ,
  • выписка из реестра такси (сведения об автомобиле),
  • для самозанятых — договор со службой заказа такси.

2

Пройти аттестацию

Водители должны знать, где расположены органы местного самоуправления, достопримечательности, медицинские и образовательные учреждения в населённом пункте, где будут работать.

Если служба заказа будет сотрудничать с водителями без разрешений, её могут заблокировать в интернете. Такая мера будет применяться за передачу более 10 заказов нелегальным водителям в течение месяца.

Какие ограничения будут у водителей

К перевозкам пассажиров не допустят:

  • Водителей с непогашенной или неснятой судимостью за убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, грабёж, разбой, похищение и прочее (ст. 328.1 ТК РФ).
  • Водителей, у которых более трёх неоплаченных административных штрафов за нарушение ПДД за день до перевозки.
  • Водителей, которых лишали водительских прав или подвергали аресту за нарушение ПДД более одного раза за год.
  • Водителей, которые не прошли аттестацию.

Узнать, есть ли у водителя неоплаченные штрафы от ГИБДД или проблемы с полицией, поможет сервис «Проверка физических лиц».

Водители такси, как и ранее, должны работать в пределах региона, где получили разрешение на перевозку.

Например, если у водителя разрешение, полученное в Московской области, принять заказ из своего региона в соседний он может, а наоборот — нет. По 580-ФЗ власти субъектов РФ вправе снять это ограничение, утвердив собственные нормативные соглашения, которые регулируют перевозки.

На что увеличатся расходы перевозчиков

580-ФЗ обяжет водителей такси, в том числе самозанятых, иметь ОСАГО по тарифу для перевозчиков. Он в несколько раз дороже полиса для обычных автомобилистов. ИП и самозанятым придётся приобретать его самостоятельно.

Рассчитать стоимость полиса и оформить его можно тут, а также в приложении СберБанк Онлайн или в ближайшем офисе Сбера.

Службы заказа такси будут нести совместную ответственность с водителями за возмещение ущерба пассажирам в случае ДТП, если этот ущерб не покрывает ОСАГО.

Новой закон подчёркивает, что все таксисы, как и прежде, обязаны проходить медицинские осмотры и заполнять путевые листы перед сменой. ИП и самозанятые водители возьмут на себя расходы за организацию этих процессов.

Какими будут требования к автомобилям

Закон позволяет региональным властям установить следующие требования к внешнему виду такси:

  • жёлтый цвет кузова,
  • цветографический знак — «шашечки» — на боку,
  • оранжевый фонарь на крыше.

Требования должны быть прописаны в постановлении. Если такого постановления в конкретном регионе нет, таксисты могут не беспокоиться о внешнем виде авто.

Пока что не придётся менять цвет и другие параметры машины тем, кто получил разрешение на перевозку до вступления закона в силу. Преобразования коснутся их при оформлении нового документа.

В числе регионов, которые уже ввели единую цветовую гамму для такси, — Москва и Московская область. Такие правила действуют в области и городе с 2017 года.

Водитель может рассчитывать стоимость поездки в зависимости от тарифа, расстояния и времени с помощью таксометра. Наличие таксометра не является обязательным, надо ли его устанавливать — таксисты будут решать сами.

Где будет храниться информация о водителях

Информация о таксистах, компаниях-перевозчиках и службах такси будет поступать в специальные реестры, которые введут после 1 сентября 2023 года. В каждом регионе их будет три:

  • реестр перевозчиков — в т. ч. будет отображать электронные разрешения,
  • реестр автомобилей такси — в т. ч. будет отображать данные о транспортном средстве и его владельце,
  • реестр служб заказа такси.

Службы заказа такси вправе передавать водителю заказы, если сведения о нём есть в реестре перевозчиков и реестре такси и не ограничивают его профессиональную деятельность. Проверять водителей по реестрам службы заказа должны ежедневно.

Номер записи в реестре перевозчиков все таксисты будут размещать в салоне автомобиля. Кроме того, в салоне должны быть:

  • информация о самом водителе и компании-перевозчике,
  • срок действия и номер разрешения на перевозку,
  • контактный номер для жалоб и прочее.

Главное

✒️ Самозанятые смогут работать в сфере легковых перевозок, заключив договор со службой заказа такси.

? Разрешения на перевозку такси будут выдавать бесплатно на всей территории России.

? Водители такси будут проходить аттестацию. Они должны знать, где расположены органы местного самоуправления, достопримечательности, медицинские и образовательные учреждения.

⛔ К перевозкам пассажиров не допустят граждан с непогашенной или неснятой судимостью за преступления, предусмотренные статьёй 328.1 ТК РФ.

? Закон обяжет водителей такси приобретать ОСАГО по тарифу для перевозчиков.

? Субъекты РФ смогут устанавливать свои требования к внешнему виду такси и межрегиональным перевозкам.

Законодательство в сфере перевозок легковым такси, которое вступит 1 сентября 2023 года

Как агрегаторы заманивают к себе таксистов, которых не хватает по всей стране

Около половины водителей уходят в первый же месяц

Рынок такси в России уже давно существует в условиях нехватки водителей и постоянного оттока кадров, но из-за целого ряда причин в последнее время проблема стала еще острее. Об этом заявляют многие крупные агрегаторы. Представителям компаний постоянно приходится изобретать что-то новое для привлечения и удержания таксистов, но эксперты считают, что этого недостаточно. Почитайте мнения тех и других в материале наших коллег из E1.RU.

Почему водителей не хватает?

Как рассказал E1.RU автоэксперт, создатель телеграм-канала «Омбудсмен такси» Антон Максимов, во всей стране насчитывается около 250 тысяч таксистов с разрешениями на перевозку пассажиров, еще примерно столько же работают и получают заказы от агрегаторов нелегально.

— Начиная с 2020 года, в отрасли идет постоянный отток водителей, особенно тех, для кого эта работа является основной. Из сферы уходят как новички, так и опытные водители. Агрегаторы, вернее, давайте будем честны, единственный агрегатор, занимающий монопольное положение на рынке, уже давно не завлекает водителей какими-то привлекательными условиями труда, — заявил Антон Максимов.

Эксперт назвал несколько причин, почему возникла эта проблема. Во-первых, низкие зарплаты при тяжелых условиях труда.

— Агрегаторы и диспетчерские (прослойка между агрегатором и водителем) обещают по 100–120 тысяч в месяц. В реальности, если мы говорим о регионах, доход редко превышает 35 тысяч рублей. В Москве это 60–70 тысяч максимум. Тарифы фактически не менялись с 2017 года, — заявил наш собеседник.

«Работа таксиста тяжелая, опасная и нервная, он вынужден работать по 12–14 часов, нарушая все законы»

Антон Максимов, создатель телеграм-канала «Омбудсмен такси»

Сами таксисты отмечают, что на руки они получают совсем не ту сумму, которую накатали. Из нее приходится вычитать комиссию агрегатора, расходы на аренду автомобиля, топливо и мойку. Так, от обещанных 120 тысяч остается меньше половины.

Водители бросают работу из-за низкой зарплаты и риска оказаться вне закона

Еще одна причина дефицита таксистов — это спецоперация.

— Часть водителей, но небольшая, ушла на СВО: платят там довольно много и регулярно, — сказал Антон Максимов.

Дальше ситуация с кадрами в такси может только усугубиться: 1 сентября в России в силу вступит закон, по которому агрегаторы не смогут работать с нелегалами, за такие нарушения сервисы будут попросту блокировать.

«Если регионы обеспечат должный надзор за соблюдением этого закона, то отрасль, в том виде, в котором она существует сегодня, исчезнет»

Антон Максимов, создатель телеграм-канала «Омбудсмен такси»

В конце прошлого года Госдума приняла закон о такси. Он требует, чтобы у каждого водителя было разрешение на осуществление перевозок, чтобы все таксисты были оформлены как самозанятые или ипэшники либо были официально трудоустроены в таксопарке. На каждую машину, работающую в такси, должен быть оформлен специальный полис ОСАГО, который в разы дороже, чем на обычные автомобили. По новым правилам, водители должны будут ежедневно проходить предрейсовые медицинские осмотры. Еще одно требование — каждая машина должна быть отмечена шашечками.

Директор сервиса заказа такси «Максим» Максим Шушарин подтвердил, что у водителей действительно есть обеспокоенность новым законом.

— Некоторые перевозчики понимают, что не смогут работать в отрасли легально, и начинают искать другие варианты подработок уже сейчас, — пояснил он.

Платить больше и обучать

Как агрегаторы и таксопарки собираются решать проблему?

Руководитель направления по работе с водителями «Яндекс.Такси» Наталья Москвитина рассказала, что основным инструментом для привлечения водителей является сотрудничество с таксопарками: около 80% таксистов приходят именно оттуда. Также «Яндекс» использует для привлечения собственные сайты и сервисы. По ее словам, работы только с целевой аудиторией — мужчинами 25–45 лет — недостаточно, чтобы восполнить дефицит.

Основной инструмент для привлечения водителей в «Яндексе» — сотрудничество с таксопарками

— Водителей не хватает каждый день, каждый месяц, нужно постоянно привлекать новичков. Поэтому мы решили сфокусироваться на тех, кто самостоятельно бы не пришел к нам. Кто это? Это подработчики на своих авто, которые могли бы брать заказы по дороге из дома на работу и наоборот; женщины; вахтовики из других стран и городов, — рассказала Наталья Москвитина.

По мнению спикера, нужно не только работать над привлечением водителей, но и задумываться о том, как адаптировать новичков, которые уже пришли.

«Больше 50% привлеченных водителей уходят в первые четыре недели»

Наталья Москвитина, руководитель направления по работе с водителями «Яндекс.Такси»

Проблема в том, что доход новичка на старте не соответствует доходам более опытных водителей, а еще в том, что они не знают, как пользоваться приложением и в какое время лучше выходить на линию.

— Мы предлагаем решение: бонусы за первую поездку и ступенчатые цели для новичков на первые две недели. Нужно упростить базовый функционал новичка, не посылать его сразу в аэропортовую очередь, не везти к вокзалу. Мы уже протестировали это в Казахстане, если результаты экспериментов окажутся успешными, раскатим это и на Россию, — поделилась Наталья Москвитина.

О важности обучения новых водителей говорил и управляющий директор компаний «Ситимобил» и «Таксовичкоф» Дмитрий Коваленко. Он рассказал, что его фирмы используют для этого программу наставничества.

— Любой новый водитель может присоединиться к тому, кто регулярно выполняет большое количество поездок. Наставник встречается с ним в режиме офлайн. Отмечу, что если водитель из Санкт-Петербурга, его наставник не может быть из Казани: это разные культуры, разные менталитеты, — отметил Дмитрий Коваленко.

В «Ситимобил» делают ставку на работу с наставниками

Директор такси «Максим» Максим Шушарин тоже поделился инструментами для привлечения и удержания кадров.

— «Максим» создает такие условия, чтобы водителям было комфортно и выгодно сотрудничать с сервисом, — свободный график без плана по выполнению заказов и смен, низкая комиссия от 5%, бонусы и скидки от партнеров на обслуживание автомобилей. Водитель может самостоятельно выбрать, какой заказ он готов выполнить, а может включить автоматический режим, настроить фильтры предпочтений и выполнять заказы по цепочке. Компания оказывает содействие водителям при оформлении статуса самозанятых, — рассказал Максим Шушарин.

Он отметил, что водители, как и пассажиры, пострадавшие во время заказа, в том числе в ДТП, могут рассчитывать на денежную выплату.

Таксист — тоже человек

Опытом удержания уже привлеченных водителей поделился Владимир Данилов, генеральный директор московского таксопарка Roolim (бывший «Автогарант»), который за полгода смог вырасти в три раза — с 200 до 600 машин.

— Мы развивали схему с вахтовиками, привозили их со всей России, обеспечивали проживанием и питанием. Так мы работали до 21 сентября 2022 года, после этого в нашей стране стала популярна другая вахта. По зарплате перебить ее мы не смогли, поэтому начали привлекать местных водителей в формате аренды [наших машин], — рассказал Владимир Данилов.

Опрос водителей, которые перешли в Roolim из других парков, показал, что основная причина разрыва отношений с предыдущими работодателями — это их пренебрежительное отношение к таксистам.

Владимир Данилов дал коллегам вредные советы по организации работы таксопарка:

— Инструкция, как сделать говнопарк: поручите собеседование с водителем отдельному репортеру; не общайтесь с водителем, если он платит аренду в срок; с личным менеджером или с начальником колонны он должен общаться, только если попал в ДТП или у него много штрафов. Не давайте возможности первый раз нарушить что-то без последствий — сразу штрафуйте. Если водитель ушел в небольшой минус, автоматически блокируйте автомобиль, в идеале прямо на ходу. Тогда у вас будет парк, срок жизни которого — 30–60 дней.

Завершая выступление, Владимир Данилов подчеркнул, что главное в работе с водителями — собрать коллектив, который будет относиться к таксисту прежде всего как к человеку.

80% таксистов — подработчики

Что в итоге?

Несмотря на все предпринимаемые агрегаторами и таксопарками усилия, проблему нехватки водителей так просто не решить. Директор такси «Максим» Максим Шушарин объяснил, что примерно для 80% перевозчиков работа в такси — это всего лишь подработка. Отсюда и такая большая ротация кадров.

— Такая ситуация стала прямым следствием неадекватного регулирования отрасли. Невозможно всю жизнь работать водителем такси, когда твоя деятельность не может быть легальной в принципе, когда ты не можешь гордиться своей работой, — высказался Максим Шушарин.

Он утверждает, что от нового закона требовалась легализация перевозчиков, которая дала бы им возможность работать открыто, платить налоги, а значит связать себя с этим видом деятельности на длительный период, а вместо этого самозанятым выставили заградительные, заведомо невыполнимые требования (например, по оплате ОСАГО, которое для владельца машины такси стоит 50–70 тысяч рублей в год, что в десять раз больше, чем для обычных авто).

О том, с чем еще столкнется отрасль в сентябре, читайте в интервью Максима Шушарина и председателя Общественного совета по развитию такси Ириной Зариповой. Эксперты ждут, в частности, резкого роста цен на перевозки, транспортного коллапса и даже гибели агрегаторов.

Водители уже неоднократно жаловались на зарплаты.

Оцените статью
Нормативы. Права. Законы
Добавить комментарий